Промысловая добыча рыбопродукции

Более 70% рыбы сегодня добывается с помощью тралового лова. Тому есть несколько веских причин. Во-первых, использование трала намного сокращает общее время работы по сравнению с ловлей сетями. Во-вторых, за раз таким способом можно поднять от 4 до 120 тонн рыбы, исходя из вида и мощности судна. При этом траловый мешок выхватывает из водных глубин все, что попадается на его пути.

Дары моря

Одна выборка трала может принести рыбу самых разных биологических семейств:

  • сельдевые – сардинелла, сардина;
  • скумбриевые – скумбрия, тунец, пеламида;
  • ставридовые – ставрида, лихия;
  • тресковые – хек;
  • прочие виды – кефаль, солнечник, берикс, зубан, пристипома, луфарь.

Кроме того, улов всегда содержит «бонусы» из креветок, кальмаров, лангустов, каракатиц. Попадаются и не промысловые рыбы: акулы, морские змеи, скаты, морской черт.

Завод на плаву

Основная сложность такой масштабной ловли – быстрая обработка продукта (сортировка, раскладывание по противням) и размещение его в морозильных камерах. Средние рыболовные траулеры типа СРТМ, СРТМ-К лишь замораживали улов, после чего оставляли его на плавбазах или транспортировали в порт приписки по окончании рейса. Большие суда марок БМРТ, БАТС, РТМА уже позволяли сразу перерабатывать морепродукты до состояния полуфабрикатов, а из оставшегося материала изготавливать рыбную муку и рыбий жир. Начиная с 80-ых годов прошлого века, рыбный промысел стал вестись на новых, крупногабаритных морозильных судах. Крупнейшие из них легко соперничали с полноценными плавбазами. Так, известный «Спрут» (траулер типа БАТ), имея 109 м в длину и 7200 л.с. мощности способен переработать за сутки 150 тонн рыбы, а в плавании находиться больше полугода.

Только вперед

Мировой рыболовный флот быстро охватил промыслом всю Северо-Западную Атлантику, после чего стал двигаться к югу (берега Африки, Мавритании, Гвинейского залива) и к Юго-Западной Атлантике (берега Аргентины). Запасы рыбы начали сокращаться, что привело к увеличению длительности морских переходов поисках новых «пастбищ». Росли и расходы на добычу.

Для решения проблемы с начала 70-ых компании стали прибегать к смене экипажей траулеров в зарубежных портах, где всегда дежурят свои ремонтно-подменные команды (РПК). Сдав им судно, экипаж улетает домой, а новый состав, когда судно проходит ремонт, прилетает для следующего рейса. Таким образом, сдавая улов государствам, граничащим с районами промыслов, судовладельцы могут прилично экономить средства на перегоне судов до родного порта.

 

 

Смотрите также: